ДЕФЕКТОЛОГИЯ -
наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и)
физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
ДЕФЕКТОЛОГ –
специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей
с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка,
как задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость,
аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.
«Особым»
детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающими,
- определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию,
коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с
областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Направления работы дефектолога:
Помощь
при неравномерном развитии ВПФ. (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии;
мышление хорошее, а внимание слабое.)
Проблемы
развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения,
недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.).
Проблемы
школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте.
Помощь
детям при нарушениях умственного и физического развития.
Целью
работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах
жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
ДЕПРИВАЦИЯ -
термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел
из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения
жизненно важных потребностей»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА -
комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность,
плавность, сила и продолжительность выдоха).
ЗПР -
задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития
ребенка. ЗПР Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка,
соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается
сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная
деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки
информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.
ЛОГОПЕДИЯ -
наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической
работы с ними.
ЛОГОПЕД -
это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности
логопедия, занимающийся устранением недостатков звукопроизношения, развитием
лексико-грамматического строя, а также связной речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ -
активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов,
кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж
представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной
стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (артикуляционная
гимнастика) - комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение
неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических
целях), а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии,
патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков
(свистящие, шипящие и др.)
ММД -
минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений
коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате
кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов
(асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан
и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление
ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности).
ОЛИГОФРЕНИЯ
- врожденное или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических
повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект,
но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения
составляют в настоящее время 1-3 % всего населения. Олигофрения - не прогредиентный
(то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень
умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального
коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда
олигофрен определяется как «... индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»
ПCИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ -
это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где
субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных
психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Психические
потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным
общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в
подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает
от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной
изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать,
что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись,
развиваться не будут.
Одним
фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление
стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором
при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся
между ребенком и его социальной средой.
развития.
Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА -
комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев
рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее
учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений,
силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
ПЭП -
перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении
которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений
ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ (от
лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития,
при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим
влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды
также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста,
становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других
же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим
прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ и ВОСПРИЯТИЕ - способность человека к анализу и синтезу
речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий понимание и различение между собой звуков
данного языка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарий