Общеизвестно, что письмо формируется на основе
устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой
успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки
([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и
язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему
этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения
для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые
для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо
заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями
по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто
и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы
будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо
помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на
начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым -
научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью
весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3
раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6
раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно
заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и
речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции,
необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно
у вашего малыша.
Рекомендации
к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед
зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш
немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие
вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху
или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их
под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и
плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в
течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите,
чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения
должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в
быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без
изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит,
слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное
положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно,
понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с
богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной
речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному
обучению.
Желаю успехов!
Спасибо, стало понятно, зачем нужно на индивидуальные занятия к логопеду. Самим нам не справиться с речевыми нарушениями🤷♀️
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию
ОтветитьУдалить